ИКТ в образовательном процессе

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
         Если под «технологиями» понимать комплексы навыков, орудий труда (от примитивных до самых совершенных машин и автоматов) и способов их использования, применяемых в трудовой деятельности членами человеческих сообществ с целью добычи и производства ресурсов, необходимых для существования этих сообществ и в то же время обеспечивающих сохранение и мультипликацию кодирующей их информации, то в широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ –  это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов,  интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.
         Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества. Информационно-коммуникационные технологии проникают в образование извне через быт, культуру и производственную среду. Ответный процесс овладения технологиями в образовательной среде распространяется все шире, отвечая запросу времени, одновременно вызывая необходимость переструктурирования. 
        Можно отметить, что информатизация рассматривается как один из основных способов модернизации системы образования, где под образованием будем понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Требование модернизации образования связано не только с экономическим переформатированием общества и техническим прогрессом, который выходит из-под социального контроля, но и с изменениями, которые вызваны развитием информационного общества, где основной ценностью становится сама информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из задач системы образования является методологическая разработка проектов и программ, способствующих формированию человека будущего. Основной целью педагогов становится не только организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования необходимо рассматривать как одно из важных средств достижения этой цели. При этом необходимо последовательно решить ряд задач: техническое дооснащение, разработка методологии использования информационных средств, создание дидактических пособий и разработка новых технологий обучения, определяющих этапы процесса модернизации.
Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне.  Создание глобальных широкополосных сред телекоммуникаций и разработка технологий использования их дает возможность исследования и реализации моделей неконцентрированной образовательной среды, построенной на технологиях удаленной коммуникации и доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения.
      Методологически и культурологически точное внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу и освоение знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества. Современные ИКТ позволяют повысить качество обучения, что даст возможность человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Умение использовать информационные средства дает возможность получать необходимые знания по цифровым источникам как сегодня, так и в будущем.
         Энергичное и отрефлексированное внедрение этих технологий в образование является важным фактором реформирования системы образования, отвечающей потребностям процесса развития традиционной системы образования в свете требований прогрессивного конкурентноспособного общества и сотрудничества в глобальном социуме.
   Сейчас информационно-коммуникационные технологии внедряются в практику образовательных учреждений.  Преимущества таких технологий очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования, осуществлять совместные научные проекты, познавательную деятельность и образовательный процесс в целом.
      Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность: они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства.
       Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны.  Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой – средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления.
       В глобальном плане примером успешной реализации ИКТ стало появление Интернета – всемирной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
       В трудах основоположника отечественной социологии П. Сорокина обращается внимание научного сообщества на возрастание в социальных взаимодействиях роли «проводников», созданных как посредники усложненной жизни, вызванной научно-техническим развитием. Такими «проводниками» взаимодействия последовательно выступают: язык, музыка, письменность, орудия труда, медиа, средства массовой коммуникации, в частности сеть Интернет. «Проводники» становятся важными предметами социальной жизни и отношений людей,  тем самым порождая научный интерес для понимания социальной жизни общества, так как их опосредованность в человеческих отношениях актуализирует новый аспект антропологических взаимодействий и даже создает новые формы отношений. В настоящее время одним из важнейших проводников является сеть Интернет, создающая особенности коммуникаций. Одним из факторов появления сети как посредника в общении становится некоторая искусственность человеческого общения, осуществляющегося посредством служб сети Интернет. Появляются новые психологические особенности коммуникации, изменяется бытовое и научное взаимодействия индивидов и социальных групп..
      Интернет быстро нашел применение в науке, образовании, связи, средст­вах массовой информации, включая телевидение, в рекламе, торговле, а также в других сферах деятельности человека. Первые шаги по внедрению Интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. В настоящее время идет процесс накопления опыта, поиск путей повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
      В международной статистике, используемой ООН, одним из базовых статистических показателей развития информационного общества является коли­чество пользователей Интернета в расчете на 1000 человек населения. Число интернетчиков в разных странах обусловлено информационной политикой государства, влиянием объёмов ВВП и т.д., что отражено в «The Global Information Technology Report» 2008 – 2009 гг.
      Через 10 лет 76% жителей РФ станут пользователями Интернета, а к 2040 году – 95%. В развитии человека в информационном обществе РФ отстает от Норвегии в 6 раз, от США в 5 раз. По значению индекса развития человека в информационном обществе в 2005 году Россия занимала 69 место среди 175 стран мира, в 2008-м – 74-ое из 134 стран. По количеству интернет-пользовате­лей показатели России ниже данных Нидерландов в 3 раза, Швеции – в 2,6 раз, США – в 2,4 раза. К 2041 году доля интернет-пользователей в России достигнет 95%, индекс развития человека HDI – 0,91, а индекс развития человека в ин­формационном обществе HDII – 0,86 Отставание России от Норвегии по значению индекса HDI – порядка 36 лет.
       Так, исследования ФОМ, RUметрики, Яндекса, ВНИИПВТИ показывают, что уровень развития информационной инфраструктуры – мобильного Интер­нета, стоимости трафика, количества домашних и публичных компьютеров, а также доходы, возраст, образование, место жительства граждан, информирова­ние их о возможностях Сети, побуждение желания использовать её и т.д. влияют на количество пользователей Интернета в России. Для измерения раз­вития человека в информационном обществе использовался индекс HDII.
        По значению индекса развития человека в информационном обществе HDII, Россия в 2005 году занимала 69 место среди 175 стран мира, находясь ря­дом с Перу и Маврикием, отставая от Норвегии в 6 раз, от США в 5 раз, от Финляндии в 4 раза. В целом, по значениям индекса HDI, количеству пользова­телей Интернета на 1000 человек населения и, соответственно, значению HDII, Рос­сия в 2005 году, по терминологии И. Валлерстайна, находилась в «полуперифе­рии» мировой системы. В 2008 году ситуация принципиально не изменилась. Так, по данным ФОМ, осенью 2008 года 30% населения России пользовались Ин­тернетом. Для сравнения, по сведениям «Internet World Stats», в 2008 году в Нидер­ландах Интернетом пользовались 90,1% граждан, в Норвегии – 87,7%, Канаде – 84,3, Швеции – 77,4%, Японии – 73,8%, США – 72,5% населения.
        В этой связи отметим, что, по данным «The Global Information Technology Report» за 2008 – 2009 гг, по уровню развития информационного общества в 2008 – 2009 гг. Россия занимала 74 место из 134 стран мира, находясь рядом с Доминикан­ской Республикой, Казахстаном и Шри-Ланкой. Представленные результаты в целом свидетельствуют, что Россия в настоящий момент находится на началь­ной стадии роста в жизненном цикле информационного общества и развитие российского человека в российском информационном обществе происходит на «полупериферии» социума.
Но не только количественные показатели использования информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет в частности в нашей стране вызывают тревогу. Даже при достаточной оснащенности техническими средст­вами процесса преподавания, качественный уровень использова­ния ИКТ учителями в повседневном образовательном процессе весьма низок. И именно в этом состоит основная проблема современного внедрения ИКТ технологий в образовании.
         Технология Интернет как среда коммуникации является посредником во включении человека в сетевые структуры. Посредством этой технологии человек получает возможность эффективно использовать информацию, предоставляя ее заинтересованным людям в кратчайшие сроки. Именно на основании информации осуществляется объединение людей для взаимодействия в Сети через преодоление пространственных ограничений. Но Интернет – это всего лишь технология, благодаря которой сетевые структуры себя «предъявляют»; их основания, по мнению Э. Кастельса, «лежат в трансформации моделей социальности в нашем обществе». Трансформация заключается в пересмотре понятия «сообщества», в преодолении его пространственного, ценностного и организационного оснований. Сообщества начинают определяться как «сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность», то есть Интернет выступает только способом поддержания связи, но не является самой связью. Как и в случае с любыми другими технологиями, «пользователи имеют обыкновение приспосабливать их под собственные интересы и нужды».  Сеть через пользователей Интернета способна к направленной самоорганизации и изменению, так как каждый активен в конструировании собственных связей и может найти, во взаимодействии с другими, свое место в Сети, а тем самым и в социуме, или просто его создать.
       Необходимость введения в теоретический оборот понятия «Сеть» обосновывается Э. Кастельсом, в частности, посредством описания произошедших качественных изменений в понимании человеческих общностей. Преодоление пространственных, временных ограничений в коммуникации, изменение взглядов на индивидуальность и индивида дает возможность анализировать и описывать реальность в терминах «сетевых структур».
        Сложность внедрения современных ИКТ определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем в совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию ИКТ к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации. В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения ИКТ. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п. Выходом из создавшегося противоречия может стать процесс профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей в уже сложившихся рамках наличия и функционирования информационно-коммуникационных технологий, проектноориентированной деятельности образовательного процесса как включения в современный рынок труда и осмысленного использования самими преподавателями мультимедийных информационных средств и технологий в процессе создания, обработки и усвоения знаний.
         При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.
Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ:
    • создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведе­ния, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.;
    • повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования со­временных средств вычислительной техники;
    • значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирова­ния;
    • становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.
       Глобализация коммуникативных связей предлагает человечеству существование в виде сетевого сообщества. Внутри этого сообщества уже сегодня значительная доля коммуникаций является компьютерно-опосредованной. Согласно Вилему Флуссеру – философу, предложившему оригинальную концепцию медиакультуры – новые цифровые технологии могут освободить наш мозг от механических аспектов мышления для решения более творческих задач. Цифровая память не только встраивается во все объекты сетевой культуры, но и постепенно вбирает в себя материалы архивов, музеев, библиотек и исследовательских институтов. Эти учреждения все чаще открывают либо полный, либо частичный доступ к своим коллекциям через Всемирную паутину. Использование образованием цифровых богатств является одним из главных достоинств будущего.
Коммуникация посредством сетей в социально-экономической, педагогической, научно-технической, образовательной и иных сферах не только выступает важнейшим компонентом, обеспечивающим полноценную жизнедеятельность как граждан, так и государств, но и порождает новые виды массовой деятельности, сопряженные с многообразными способами оперирования информационными массивами и потоками. И образование, как системообразующая часть общества, рефлексивно используя современные информационно-коммуникационные средства, обеспечивает не только инновационный характер развития общества в целом, но и цивилизационный прорыв в инфоноосфере.
Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образованиис целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:
    •   мотивированность в использовании различных дидактических мате­риалов;
    •   четкое определение роли, места, назначения и времени использова­ния электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;
    •   организационная роль преподавателя в проведении занятий;
    •   введение в технологию только таких компонентов, которые гаранти­руют качество обучения;
    •   соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
    •   учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пере­смотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;
    •   обеспечение высокой степени индивидуализации обучения и, одновременно, организация обучения как коллективного процесса;
    •   обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др. 
      Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе.
       ИКТ расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.
      Использование лабораторного оборудования позволяет организовать в реальном времени постановку демонстрационного эксперимента, усиливающего понимание материала и его усвоение. Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.
     Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными, временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.

Литература

    • Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. / Н. Винер. – 2-е изд. М.: Сов. радио, 1968. – 326 с.
    • Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. / Дж.Гэлбрейт.– М.: АСТ; ООО «Транзиткнига»; СПб: Terra Fantastica, 2004. – 602 c.
    • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана.  – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
    • Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриаль­ная волна на Западе. Антология // Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. – 640 с.
    • Колин К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу // Открытое образование. – 2006. – № 4 (57).
    • Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / Пер. с англ. И.О. Тюриной.– М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. – 496 с.
    • Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ACT, 2002. – 557 с.
    • Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под. ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.
    • Bell D. The coming of post-industrial society. / D. Bell. – N. Y., 1973.
    • Brzezinski Z. Between two ages: America’s role in the technetronic era. / Z. Brzezinski. – N. Y., 1970.
    • Fourastie J. Le grand espoir du XX-s siecle. / J. Fourastie. – P., 1949.

Комментариев нет:

Отправить комментарий